Инвентаризация является одним из самых болезненных процессов для любой торговой точки. Очень часто бывает так, что менеджерам, кассирам и продавцам приходиться ночевать, чтобы подсчитать все товары, а руководители зачастую полностью контролируют процесс, чтобы не чувствовать себя обманутыми.

Мало инвентаризаций заканчиваются без недостач или пересортов, а те, кто дошли до уровня мастерства в этом деле, наверняка потратили очень много времени на эксперементы и оптимизацию процессов внутри магазина.

Процесс инвентаризации зачастую занимает кучу времени и сил, однако стоит потраченных усилий. Ведь вы всегда знаете какие товары имеются в наличии, что персонал не обманывает вас, а посетители не воруют.

Согласно статистике средний показатель потерь в результате воровства и краж в ритейле составляет 2% от оборота. Вроде бы кажется, что это не так уж и много, но если посчитать, то цифры могут стать ошеломляющими.

Представим, что ваша торговая точка делает оборот 100 млн сум в месяц, а это значит, что каждый месяц вы в среднем теряете 2 млн сум, а если посчитать цифры в масштабах года, то получается 24 млн, что очень прилично. Эти деньги лучше потратить на бонусы своим сотрудникам, рекламные акции или благотворительность.

Чем реже вы делаете инвентаризацию, тем выше шанс, что показатель краж и потерь перейдет в зону риска и будет расти стремительными темпами, а самое главное, вам будет тяжело за ним уследить. Как показывает практика, чем реже вы делаете инвентаризацию, тем больше у вас краж и потерь.

В этой статье мы хотим раскрыть что такое инвентаризация, как правильно проводить ее и как современные инструменты помогают оптимизировать этот рутинный процесс, облегчая его как для сотрудников, так и для владельцев.

Что такое инвентаризация?

Перед тем, как перейти к процессу, давайте разберем что же такое инвентаризация, какие цели у нее цели и каких видов она бывает.

Инвентаризация — это проверка реального наличия товара в магазине, с тем, что должно быть по факту, после продаж, возвратов, списаний, исходящих трансферов и других движений товаров в магазине.

Инвентаризация является отличным способом контроля за сохранностью имущественных ценностей в виде товаров, манекенов, оборудования и других материальных ценностей магазина.

Основные цели инвентаризации:

  1. Сопоставление фактического наличия с данными системы учета или другими источниками (в excel, на бумажке — для тех, кто ведет учет вручную)
  2. Контроль процента потерь и воровства внутри магазина
  3. Выявление пересортицы
  4. Выявление излишков
  5. Выявление обмана и воровства среди персонала
  6. Актуализация остатков с данными учета
  7. Наполнение магазина нужным ассортиментом

Типы инвентаризаций

Существуют различные типы инвентаризаций и в зависимости от масштабов и специфики вашего бизнеса и процессов, вы можете выбрать подходящие для себя типы и использовать их у себя в бизнесе.

Полная инвентаризация – это инвентаризация, которая охватывает проверку абсолютно всех товаров и других материальных ценностей в магазине. По своей сущности такой вид инвентаризации занимает много времени и ресурсов и поэтому такую инвентаризацию желательно проводить раз в месяц или два месяца.

Частичная инвентаризация – это инвентаризация, в рамках которой проверяется часть товаров. Например, вы можете проверить одну или две категории товаров. Как правило, при частичной инвентаризации выбираются те товарные категории, по которым происходит много продаж, списаний или других движений.

Выборочная инвентаризация – это тип инвентаризации, когда вы проверяете конкретного материально-ответственного сотрудника. Вы можете проверить магазин, закрепленный за ним и провести полную или частичную инвентаризацию. Обычно такой тип инвентаризации проводится либо при сдаче дел сотрудником при увольнении, либо при наличии негативных сигналов или прецедентов, связанных с этим материально-ответственным лицом.

Сплошная инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится одновременно во всех ваших магазинах и складах.

Плановая инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится по графику в указанные сроки, утвержденные менеджментом магазина.

Внеплановая инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств. Ее можно проводить при передаче дел от одного материально-ответственного лица другому, после стихийного бедствия, кражи и других непредвиденных обстоятельств.

Повторная инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

Контрольная инвентаризация – это инвентаризация которая проводится повторно с целью проверки правильности проведения инвентаризации. Такие инвентаризации обычно проводятся с участием руководства и материально-ответственных лиц.

Как организовать процесс инвентаризации, чтобы свести к минимуму кражи и потери?

Инвентаризация доставляет меньше проблем и боли как для руководителей, так и для сотрудников, когда есть четкий и отлаженный процесс, который можно совершенствовать с каждой итерацией.

У каждого магазина или сети, может быть свой процесс, по которому они проводят инвентаризацию и фиксируют результаты. Всегда хорошо, когда каждый член команды знает, когда, кто и как будет проверять магазин.

Наличие процесса также влияет на психологическом уровне и снижает вероятность совершения внутренних краж, т.к. при инвентаризации их очень легко выяить и сотрудники ожидающие, что их проверят, вряд ли намеренно станут воровать товары из магазина.

Конечно, это не означает, что вы сведете потери и кражи до нулевого уровня, однако вы точно сможете избавиться от постоянных догадок и вымышленных ситуаций с участием краж сотрудниками, что снизит риск лишних конфликтных ситуаций.

Ниже мы приведем основные элементы, которые необходимо учесть при инвентаризации.

Процесс проведения инвентаризации

Каждый магазин может определить для себя свой процесс инвентаризации, но мы приведем вам список основных шагов, которые помогут вам в составлении собственного процесса.

Определите роли и ответственные лица

В первую очередь необходимо определить, кто проводит инвентаризацию, а кто несет материальную ответственность в том или ином магазине или складе.

Например, если у вас сеть магазинов, то у вас должен быть материально ответственный сотрудник, который следит за целостностью и сохранностью товаров в вашем магазине. Обычно это руководитель магазина или кассиры с продавцами.

Для каждого магазина вы можете сделать табличку и описать в ней роли, как указано в примере ниже:

  1. Магазин: Demo Store Next
  2. Материально ответственное лицо: Шахло Камбарова
  3. Сотрудник, который проводит инвентаризацию: Инесса Лукьянова

После того, как вы закончили с этим процессом, вы можете перейти к следующему этапу.

Определите частоту проведения инвентаризации

Частота проведения инвентаризации является важным фактором, т.к. именно благодаря частоте инвентаризаций вы можете сократить риски краж и потерь в магазине. Другими словами чем чаще вы делаете инвентаризацию, тем меньше у вас будет рисков с потерями.

Конечно, бывает так, что не всегда есть возможность сделать полную инвентаризацию в магазине. В таких случаях лучше всего подойдет частичная инвентаризация, когда вы выбираете быстро продающиеся товары и категории и проверяете именно их.

Частичную инвентаризацию можно делать по категориям, по полкам, по наименованиям или же по брендам. Так она не отнимет у вас много времени и можно проводить ее каждую неделю по часу. Самое главное не сообщать сотрудникам заранее какие из товаров вы будете проверять именно сегодня.

Если резюмировать, то частичную инвентаризацию лучше всего проводить раз в неделю, а вот полную инвентаризацию рекомендуется проводить хотя бы раз в месяц или два.

Создайте пошаговый процесс проведения инвентаризации

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

  1. определение даты проведения инвентаризации;
  2. проверка наличия оборудования или других средств для проведения инвентаризацииж;
  3. определение сотрудников, которые будут проводить инвентаризацию;
  4. подготовка товара на витринах и на складах к процессу инвентаризации.

Второй этап – проверка фактического наличия товара в магазине или на складе с данными учета. На данном этапе, как правило, происходит подсчет товара. Если вы не используете никакую систему учета, то просто проверяете и отмечаете все подсчеты на бумажке, а если используете систему, то просто сканируете в нее товары, а она уже сама считает вам результаты.

Третий этап – после того, как вы проверили все товары в магазине или на складе, вам необходимо провести подсчеты и проверить недостачи и пересчеты еще раз. На данном этапе важно проверить именно те товары, которые вышли некорректными после подсчетов. Также во время инвентаризации у вас наверняка выявятся товары, где нет бирок или ценников, которые также нужно устранить именно на данном этапе.

Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе после всех проверок фиксируются результаты инвентаризации и подводятся итоги. Если у вас вышли недостачи и потери, то вы должны определить кто и как будет за них отвечать. Вы можете штрафовать сотрудников или применять другие санкции, в зависимости от вашей политики магазина.

Теперь, когда вы полностью вооружены и готовы к проведению инвентаризации. Давайте рассмотрим способы, которые могут облегчить вам эту рутину.

Способы проведения инвентаризации

Все ритейлеры хотя бы раз задавались вопросом «Как же сделать инвентаризацию быстрее?”. Ответим сразу, если вы хотите точную и быструю инвентаризацию, то вам не обойтись без системы учета товаров.

Конечно, вы можете делать подсчет вручную в тетрадках или экселе, но каждый раз есть риск совершения ошибки и чем больше таких ошибок, тем больше денег вы теряете как бизнес.

Поэтому, если вы хотите избавиться от этой головной боли, вам обязательно потребуется система учета.

Ниже мы рассмотрим несколько способов подсчета и сравним плюсы и минусы.

Инвентаризация вручную

Один из самых распространенных способов. Однако, он занимает очень много времени, сил и требует закрытия магазина на определенный срок. Это, в свою очередь, ведет к потере потенциальной прибыли.

К примеру, если средняя выручка магазина за день составляет 5 млн сум, то закрыв магазин на инвентаризацию на 2 дня, вы потенциально теряете 10 млн сум за этот период. Подставьте цифры своей торговли и вы получите потенциальные потери.

К тому же, такой подход доставляет много неудобств персоналу, т.к. приходиться рыться в тетрадках и эксель файле, чтобы просто восстановить историю движения товара. Это, в свою очередь, отнимает много времени и сил.

Инвентаризация с BILLZ

Функция инвентаризации в BILLZ прошла испытания на более чем 100 магазинах и поэтому, она сделана таким образом, что решает проблему со скоростью, точностью и эффективностью инвентаризации.

Система поддерживает частичную и полную инвентаризацию, а также работает как с интернетом так и без. Еще одним большим плюсом является то, что вам не нужно закрывать магазин для инвентаризации, потому что все продажи автоматически фиксируются и учитываются при подсчете.

Также обычную инвентаризацию, на которую вы тратили целый день, вы можете сделать за 2 часа.

Ниже мы рассмотрим основные преимущества инвентаризации с BILLZ:

  1. Инвентаризацию можно делать как с интернетом, так и без. Это очень удобно потому, что зачастую, складские помещения расположены в местах со слабым сигналом. В таких случаях очень удобна возможность проведения инвентаризации в режиме оффлайн.
  2. Не нужно закрывать магазин и терять доход. Это очень большой плюс, ведь закрывая магазин на время инвентаризации вы теряете клиентов и деньги.
  3. Удаленный контроль. Инвентаризацию можно контролировать удаленно, т.е будучи вдалеке от магазина вы всегда можете посмотреть как она проходит и проверить ее результаты.
  4. Скорость. Это очень важный показатель для бизнес процесса вроде инвентаризации. Вы можете провести полную инвентаризацию товаров за 2-3 часа, в то время как инвентаризация вручную может затянуться на несколько дней. Все это возможно благодаря быстрому сканированию товаров.
  5. Возможность подключения нескольких устройств одновременно. Система поддерживает подключение одновременно с нескольких компьютеров, что также поможет ускорить процесс. К примеру, вы можете разделить товары на условные группы и назначить по человеку на определенные группы, тем самым разделив обязанности и ускорив процесс.
  6. Отчетность по итогам инвентаризации. Практически после любой инвентаризации выявляются пересорты и недостачи, по которым надо посмотреть историю. Функция просмотра истории товаров по инвентаризации помогает в несколько кликов восстановить вам всю историю и посмотреть, что было с товаром, чтобы принять финальное решение по отношению к материально ответственным лицам.
  7. История всех инвентаризаций. Еще одним большим плюсом BILLZ является то, что вся история инвентаризаций хранится в системе и вы в любой момент можете посмотреть, кто что отсканировал, в какой день какие данные вы получили. Это помогает, когда нужно посмотреть и проверить информацию за несколько месяцев назад.

Резюмируя можно сказать, что инвентаризация является одним из ключевых инструментов для снижения краж и потерь, а также формирования эффективного ассортимента в магазине, поэтому ей стоит уделять больше внимания.

Если вы все еще не делали инвентаризацию, то теперь у вас есть все, чтобы начать внедрять процесс как можно скорее, а нам лишь остается пожелать вам удачи.